Советы по выбору зимних шин
Дождевые шины
Шины, которые не боятся проколов
Шины, которые не боятся проколов
Трещины в резине
Шины Yokohama (Япония).
Шины Uniroyal (США).
Шины Pirelli (Италия).
Шины Nokian (Финляндия).
Шины Michelin (Франция).
Шины Kumho (Южная Корея).
Шины Goodyear (США).
Шины Gislaved (Швеция).
Шины Fulda (Германия).
Шины Dunlop (Великобритания).
Шины Continental (Германия).
Шины Bridgestone (Япония).
Шины Barum (Чехия).
История автомобильных компаний
Как правильно выбрать б/у автомобиль
На главную
По асфальту - на шипах!

Среди наших водителей немало энтузиастов круглогодичной езды на чем-нибудь одном, с их точки зрения, вполне универсальном. Оправданием зимних шин летом служит такая мотивировка: дескать, шум и не совсем четкие реакции машины меня не волнуют, зато эти покрышки и катятся вроде мягче, да и на дачу (рыбалку, охоту и т. п.) проехать легче.

Опасны ли зимние шины летом или им можно дать добро? Как поведут себя всесезонные? У нас есть возможность оценить изменения в поведении автомобиля, поочередно обувая его в различные виды шин. Для контраста решили включить сюда всесезонную и летнюю покрышки, а потом и вовсе разбили тест на два этапа - не только зимний, но и летний.

Естественно, все колеса одной размерности 185/60R14, как нельзя лучше подходящей нашему шиноносителю - ВАЗ-21103. Над выбором объектов испытаний пришлось поколдовать. Мы купили продукцию разных фирм, исходя из тех или иных свойств, заявленных производителями. Фирмы и модели мы специально не называем. Наша цель - исследовать классы шин, а не конкретные модели. Их примеры вы видите на фото.

Столбик термометра держится у отметок +5…+6°С. Шины - от летних до чисто зимних, еще и с шипами. Единственное послабление - полив при выполнении измерений. В противном случае зимние покрышки до снега не доживут, на сухом асфальте они изнашиваются очень быстро. Субъективная же оценка, представленная ниже, сделана по результатам езды и по сухому, и мокрому покрытию.

ПЛЯШЕМ ОТ ПЕЧКИ: ЛЕТНЯЯ ШИНА

Температуры воздуха уже граничные, влияющие на результат. Тем не менее надо хоть как-то уравнять шансы претендентов, а то получается - этим уже некомфортно, а тем "еще"…

Хорошо знакомая читателям и многократно проверенная на тестах летняя шина "Кама-208" демонстрирует ожидаемо стабильные результаты. Она традиционно жестка и упруга на мягких неровностях, зато в остальном неплохо подходит автомобилю, частично даже исправляя огрехи его управляемости. "Лада" чутко относится к командам водителя и хорошо контролируется при возникновении скольжений. Чувствуется, что этой шине по нраву быстрая и динамичная езда "на грани", поэтому все специальные упражнения она выполняет если и не безукоризненно, то весьма стабильно и надежно.

С ПРИВКУСОМ ВАТЫ: ВСЕСЕЗОННАЯ ШИНА

На слух шумнее в "десятке" не стало. Более того, теперь машина куда терпимее к неровностям асфальта, не утомляет их звонким прохождением. Однако и весь автомобиль словно слегка расслабился, подраскис. Машина не просто стала "тупее" реагировать на руль. В быстрых поворотах она пугает ранними проскальзываниями передней оси, вялыми откликами на корректирующие действия. Мокрый асфальт только усугубляет ситуацию, и шина откровенно "проваливается", породив мысль: если так ведет себя недорогая "всесезонка", что будет с остальными?

ОБРЕТЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ: ЗИМНЯЯ "ЕВРОПЕЙСКАЯ" ШИНА

Интересное сочетание: скругленная боковина, эффектная "елочка" протектора, развитые водоотводящие канавки. Но при этом есть ламели, довольно мягкий поверхностный состав резины и традиционный для зимней покрышки индекс "M+S" (грязь и снег) на боковине. Такая шина ориентирована на теплую европейскую зиму, с преобладанием плюсовой температуры и дождей.

Предложенные условия этой покрышке по нраву, лишь легкий гул выдает ее зимний характер. Неожиданно жестким (вот тебе и "мягче, комфортнее") оказывается этот "европеец" на мелких неровностях. Тональность звучания покрышки стала глухой, при этом потряхивает "десятку" на швах и стыках ничуть не меньше, чем на летней "Каме".

Наконец самое интересное: и рулится автомобиль неплохо, заметно увереннее, нежели на той же "всесезонке". После первых же прикидок чувствуется - машина собраннее на дороге, ее реакции быстрее и точнее. Лишь неожиданно ранние проскальзывания напоминают о зимнем характере обувки, и чем более мокрой становится дорога, тем лучше цепляется за нее покрышка, недвусмысленно демонстрируя свои пристрастия.

НА АСФАЛЬТЕ НЕ ВОИН: ЗИМНЯЯ НЕШИПОВАННАЯ ШИНА

Еще один пример добротной зимней обуви, вот только предназначена она для настоящего холода, снега, льда. Именно поэтому изменилась форма протектора - кромка заострена, а рисунок заметно укрупнен, получив ярко выраженные "бойцовские" качества.

Автомобиль их тоже почувствовал, да так, что водитель на первых порах забыл про шум и вибронагруженность - настолько увлекся изменениями в поведении машины. То, что "десятка" на асфальте превратилась в плохо управляемый снаряд, выяснилось еще до начала измерений. Стоило на совершенно безобидной скорости 70-80 км/ч качнуть рулем, как по ленивому отклику машины стало понятно - сдвинуть ее будет крайне тяжело. В лучшем случае "десятка" сделает это степенно и задумчиво, в худшем - коварно рыскнет в сторону или поплывет наружу виража, истошно визжа покрышками. Попытка проехать "переставку" только укрепляет в мысли: к этой шине надо серьезно приспосабливаться, забыв про летние навыки. Пугают и цифры тормозного пути: шестнадцать метров проигрыша - это почти катастрофа! Вот что значит обувка не по сезону. Кстати, комфортнее в ней машина не стала.

С ШИПАМИ НАПЕРЕВЕС

Бытует мнение, что на асфальте ошипованные шины опаснее нешипованных: дескать, все это железо мешает покрышке нормально тормозить. Поставим такой вывод под сомнение, тем более что наши измерения его не подтверждают. Ведь рассчитанные на лед твердосплавные наконечники шипов не менее активно вгрызаются и в асфальт. Конечно, сам шип при этом испытывает куда большие нагрузки и в конце концов вырывается с корнем. Отчасти поэтому конструкторы вынуждены делать протектор ошипованной покрышки довольно твердым.

По сравнению с предыдущим вариантом поведение ВАЗ-2110 не то чтобы заметно лучше, но понятнее: меньше неточностей, подруливаний на прямой и в поворотах.

Цифры замеров тоже выглядят оптимистичнее и это уже хорошо. Конечно, ездить на шипах в летнее время врагу не пожелаешь: шумно, довольно жестко на мелких неровностях, по-настоящему опасно в аварийных ситуациях и на высокой скорости.

ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ?

Несомненно, приспособиться можно ко всему: шинам зимним, летним, всесезонным, с шипами и без. Однако достаточно взглянуть на цифры, чтобы понять - экспериментировать надо очень осторожно.

Зимняя шина летом - это весьма серьезный компромисс, влияющий прежде всего на безопасность. Конечно, бывают исключения из правил - иногда производители сознательно меняют отдельные характеристики, стремясь лучше приспособить свое изделие к асфальту. Но это, как правило, тут же сказывается на сцепных свойствах зимой.

Из зимних шин более-менее универсальны лишь покрышки, конструктивно рассчитанные на работу в условиях теплых европейских зим. Дождь, мокрый снег, околонулевые перепады температур - их стихия. Но как только асфальт подсохнет, а столбик термометра поползет вверх, их сцепные свойства окажутся далеки от желаемых.

Официальные "всесезонки" - вещь в себе. Допускаем, что среди них могут оказаться модели, вполне "лояльные" к сухому и мокрому асфальту. Нам, увы, не повезло. Возможно, выбранная шина покажет себя зимой, продемонстрировав нечто оригинальное? Тем не менее стоит помнить, что в поисках компромисса всегда что-то теряешь, и не факт, что "универсальная" шина одинаково подойдет для всех времен года.

© Журнал "За Рулем" Rambler's Top100



Сайт создан в системе uCoz