Шины run-flat позволяют автомобилю двигаться... даже после прокола
Если вы когда-нибудь опаздывали на свидание или важную встречу из-за спущенного колеса, вы знаете, как это бывает неприятно. Если вам приходилось менять колесо под дождём, в темноте, на оживлённом шоссе, вы знаете, как это бывает страшно. Автомобиль даёт нам огромную свободу передвижения, но эта свобода мгновенно превращается в рабство, если у вас пробито колесо.
Со времен изобретения автомобиля шины играли важную роль в обеспечении безопасности и комфорта. При этом на их долю выпадают тяжелые испытания: атаки холода и жары, капризы погоды, дефекты дорожного полотна и всевозможный мусор. Производители постоянно вносили изменения в конструкцию шин, чтобы повысить их сопротивляемость повреждениям и износу, но лишь недавно на конвейер и в свободную продажу стали поступать покрышки, позволяющие автомобилю двигаться после прокола. Такие шины дают водителю возможность самому решать, где и когда ему заменить поврежденное колесо. Обычно вес автомобиля несут на себе не шины, а заключенный в них воздух. Полезную нагрузку обуславливают три основных фактора: объём воздушного пространства между шиной и диском, способность конструкции шины выдерживать определенное давление и фактическая величина давления воздуха в колесе. Чаще всего утечка воздуха из шины происходит по причине небольших повреждений и проколов, которые дают о себе знать только по прошествии времени. Если бы мы нашли удобный способ постоянно следить за давлением в шинах, полдела было бы сделано. Если бы у нас были шины, на которых можно ехать после полной разгерметизации, это была бы победа.
На сегодняшний день разрабатываются три технологии, позволяющие автомобилю сохранять способность двигаться после прокола колеса. Две из них, «самогерметизация» и «самоподдержка» уже активно используются, а системы дополнительной поддержки находятся на стадии проектирования и готовятся к конвейерной установке.
Шины, которые сами себя ремонтируют
Самогерметизирующиеся шины полностью и без следа устраняют последствия прокола. У таких шин традиционная конструкция, за исключением дополнительного слоя герметика, который проложен под протектором и способен затянуть любые пробоины от гвоздей и шурупов диаметром до 5 мм. Сначала герметик обволакивает посторонний предмет, а когда его удаляют, заполняет собой отверстие в протекторе. Поскольку такие шины полностью закрывают повреждение сразу после пробоя, большинство водителей даже не догадываются о том, что с колесом что-то произошло. При сильных повреждениях, которые герметик не в силах устранить, шины проявляют те же симптомы, что и обычное проколотое колесо. Поэтому им не требуется система предупреждения о потере давления. Пример: Continental ContiSeal.
Шины, которые сами себя поддерживают
Усиленная конструкция самонесущих шин позволяет им какое-то время держать на себе вес автомобиля даже при полной потере давления. В боковинах таких шин между слоями жаропрочного корда находится слой каучука, препятствующий «складыванию» шины и разрыву боковин при потере давления; шина сама «держит» необходимую форму. Опорное кольцо таких покрышек имеет особую форму, что позволяет использовать стандартные колесные диски и не опасаться разбортовки при потере давления. Самонесущие шины не проявляют типичных для спущенного колеса симптомов, поэтому их применение требует наличия дополнительных систем контроля, чтобы предупредить водителя о возможных проблемах. Без системы контроля водитель рискует не заметить потери давления, как следствие, вовремя не устранит проблему и окончательно испортит покрышку. В среднем пробег самонесущей шины в спущенном состоянии составляет 80 км при скорости 90 км/ч. Примерами таких шин являются BFGoodrich SSS (Self-Supporting Structure), Bridgestone RFT (Run Flat Tire), Dunlop DSST (Dunlop Self-Supporting Technology), Firestone RFT (Run Flat Tire), Goodyear EMT (Extended Mobility Technology), Kumho XRP, Michelin ZP (Zero Pressure), Pirelli RFT (Run Flat Technology) и Yokohama Run Flat.
Системы дополнительной поддержки
В системах дополнительной поддержки используются особые шины и диски, которые в данный момент разрабатываются в качестве первоначальной комплектации для автомобилей будущего. Когда такая покрышка теряет давление, вес автомобиля принимает на себя кольцевая вставка, закреплённая на диске. Достоинством этой системы борьбы с проколами является то, что несущим элементом в ней является диск (который не изнашивается и не нуждается в замене), а нагрузка на шину снижается (она также не изнашивается и не требует замены). Кроме того, системы дополнительной поддержки обеспечивают лучшие ходовые качества, поскольку жесткость их боковин соответствует показателям стандартных шин. Сегодня в США только Honda Odyssey Touring и Rolls-Royce Phantom используют систему Michelin PAX. Goodyear и Pirelli также объявили о разработке системы PAX, а Bridgestone и Continental делают собственные проекты. Основным недостатком системы является несовместимость «окольцованного» диска со стандартной шиной, а небольшие объёмы производства не позволяют снизить цены на такую продукцию. На данный момент трудно предположить, сможет ли какая-то из систем снискать одобрение большинства автопроизводителей и потребителей.